Я, Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования художественной направленности детско – юношеского центра города Ейска.  Я  сама увлекаюсь разными видами росписи народных промыслов  России, участвую в  вебинарах  онлайн школы «Русская роспись». На одном из занятий этой школы была тема «Петриковская роспись детям. Методика и  практика». Эта тема меня заинтересовала.  Мне очень понравился этот красочный вид росписи, и я решила глубже ее изучить и освоить.

Как оказалась, эта роспись является  наследием нашего Краснодарского края. Она появилась у нас   на Кубани с казаками-переселенцами.

Вместе с нехитрым скарбом  казаки привезли с собой на новые земли  свои обычаи, традиции и  культуру, которые плотно сформировались в жизни кубанского населения. Многие традиции и обычаи сохраняются до сих пор, особенно в сельских поселениях, но петриковская роспись на Кубани со временем оказалась не заслужено забытой, поэтому  очень важно и нужно, чтобы подрастающее поколение  знало  и помнило свои  корни, бережно относилось к  своим истокам, одним их которых является народное творчество. Петриковская роспись стала  единственным  живописным  промыслом декоративно-прикладного творчества  Кубани.

После проведенного анкетирования и опроса со своими обучающимися стало понятно, что дети ничего не знают о петриковской росписи, так и возникла идея разработки творческого проекта, ведущей идеей которого является приобщение обучаемых детей  к истории и культуре родного края, воспитывающие патриотизм, любовь и уважение к своей малой Родине.

Цель проекта:  формирование познавательного интереса к народным промыслам Кубани через ознакомление и обучение  Петриковской росписи.

 Для осуществления данной цели я  поставила перед собой  следующие задачи:

  образовательные :

- развивать художественный вкус, чувство гармонии, творческую активность детей;

- познакомить с историей возникновения петриковской росписи;

- научить основным элементам росписи и создавать композиционный рисунок;

- познакомить  с многообразием художественных материалов, используемых в этой росписи, и приемах работы с ними;

-  закреплять приобретенные умения и навыки;

-  показывать детям широту  возможности  применения этой росписи в жизни и быту;

 личностные:

-  формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;

метапредметные:

-  развитие мотивации к познанию народного  творчества и промыслов  Кубани;

- потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Данный творческий проект несет в себе актуальность и новизну, так как решается проблема ознакомления и обучения детей с петриковской росписью, которая  является народным промыслом и культурным  наследием своих предков, жителей Кубани.


         Планируемые результаты:

 Обучающиеся узнают историю возникновения петриковской росписи, познакомятся с современными тенденциями этой росписи, освоят навыки и умения, научатся создавать свои несложные композиции в данной технике. Расширятся знания  детей  о народных  промыслах Кубани.

Срок реализации проекта 3 месяца (февраль, март, апрель).
 

В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:

- организационная  работа: в плане подготовки документации и определения  круга  участников проекта;

- просветительская работа:  это ознакомление   коллег, родителей и  детей с данным проектом;

практическая работа состояла в том, чтобы познакомить детей с историей возникновения росписи на Кубани, освоить основные элементы и в целом  научить детей петриковской росписи.

 

Весь проект состоит из 3 этапов

- подготовительный

- основной

- заключительный

 

Подготовительный этап  включает в себя:

 

-  изучение истории и развития петриковской росписи в современных условиях. При подготовке  к данному проекту было проработано и просмотрено  много видео на сайте «Ютуб», так как литературы  о «Петриковской росписи» на русском языке почти нет.

- прохождение вебинара «Петриковская роспись детям. Методика и практика» на сайте онлайн школа «Русская роспись»;

- подготовка документации  проекта;

- формирование  из обучаемых детей объединения «Палитра» творческой инициативной группы, в количестве 25 человек .

 

Основной этап состоит из практических действий:

Знакомство с теоретической базой:

- просмотр видео- презентаций: «История Петриковки»,

«Учимся вместе. Петриковская роспись». Эти 2 видео взяты с видеохостинга YouTube

Видео «Современная петриковская роспись» смонтировано самостоятельно педагогом.

- изучение и прорисовка основных элементов росписи:

цыбулька (луковица), зернышко (капелька), кривенькое  зернышко (искривленная капелька), бутон,  переходной мазок.

Затем проведено открытое занятие «Петриковская пальчиковая роспись», на котором дети   создавали свой  петриковский узор пальчиком и красками.

Далее проведено рисование «малевок» и цветочных композиций.

Большое внимание было уделено росписи  бытовых  предметов.  Дети расписывали пластиковые тарелочки, футляры от дисков и деревянные дощечки.

Заключительный этап проекта:

- написание отчета о реализации проекта, подведение итогов;

- отчетная выставка творческого проекта «Петриковская роспись на Кубани»;

- видеоматериал  и фотоотчет в социальных сетях «Вконтакте» ( в чате педагога) и на сайте учреждения;

- публикации в местных СМИ о реализации проекта.

 

Заключение:

Цель и задачи познакомить детей и научить  их петриковской росписи, достигнуты.  Роспись оказалась посильна для всех участников проекта. Дети  узнали историю возникновения данной росписи, получили новые знания о петриковской росписи, как об одном  живописном промысле  из всех народных  ремесел  Кубани, которая является своеобразным наследием жителей Краснодарского края.

Участники проекта приобрели  умения и навыки  данной росписи, научились составлять сложные цветочные композиции, при выполнении которых  необходимы усидчивость, аккуратностью и терпение. Все рисунки и поделки,  выполненные детьми в технике «петриковская роспись» самобытные, яркие и  красивые. Они могут стать гордостью ребенка и  послужить  подарком для родственников и друзей.

Проект  является малозатратным, так как  используются общедоступные для детей  материалы, которыми они  пользуются   регулярно на занятиях. Рисунки и поделки  с росписью, подготовленные педагогом для проекта  можно применять в качестве пособия для занятий по декоративно-прикладному творчеству в других объединениях учреждения.