Я, Лавренко Тамара Михайловна, педагог дополнительного образования художественной направленности детско – юношеского центра города Ейска. Я сама увлекаюсь разными видами росписи народных промыслов России, участвую в вебинарах онлайн школы «Русская роспись». На одном из занятий этой школы была тема «Петриковская роспись детям. Методика и практика». Эта тема меня заинтересовала. Мне очень понравился этот красочный вид росписи, и я решила глубже ее изучить и освоить.
Как оказалась, эта роспись является наследием нашего Краснодарского края. Она появилась у нас на Кубани с казаками-переселенцами.
Вместе с нехитрым скарбом казаки привезли с собой на новые земли свои обычаи, традиции и культуру, которые плотно сформировались в жизни кубанского населения. Многие традиции и обычаи сохраняются до сих пор, особенно в сельских поселениях, но петриковская роспись на Кубани со временем оказалась не заслужено забытой, поэтому очень важно и нужно, чтобы подрастающее поколение знало и помнило свои корни, бережно относилось к своим истокам, одним их которых является народное творчество. Петриковская роспись стала единственным живописным промыслом декоративно-прикладного творчества Кубани.
После проведенного анкетирования и опроса со своими обучающимися стало понятно, что дети ничего не знают о петриковской росписи, так и возникла идея разработки творческого проекта, ведущей идеей которого является приобщение обучаемых детей к истории и культуре родного края, воспитывающие патриотизм, любовь и уважение к своей малой Родине.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к народным промыслам Кубани через ознакомление и обучение Петриковской росписи.
Для осуществления данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
образовательные :
- развивать художественный вкус, чувство гармонии, творческую активность детей;
- познакомить с историей возникновения петриковской росписи;
- научить основным элементам росписи и создавать композиционный рисунок;
- познакомить с многообразием художественных материалов, используемых в этой росписи, и приемах работы с ними;
- закреплять приобретенные умения и навыки;
- показывать детям широту возможности применения этой росписи в жизни и быту;
личностные:
- формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
метапредметные:
- развитие мотивации к познанию народного творчества и промыслов Кубани;
- потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
Данный творческий проект несет в себе актуальность и новизну, так как решается проблема ознакомления и обучения детей с петриковской росписью, которая является народным промыслом и культурным наследием своих предков, жителей Кубани.
Планируемые результаты:
Обучающиеся узнают историю возникновения петриковской росписи, познакомятся с современными тенденциями этой росписи, освоят навыки и умения, научатся создавать свои несложные композиции в данной технике. Расширятся знания детей о народных промыслах Кубани.
Срок реализации проекта – 3 месяца (февраль, март, апрель).
В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
- организационная работа: в плане подготовки документации и определения круга участников проекта;
- просветительская работа: это ознакомление коллег, родителей и детей с данным проектом;
- практическая работа состояла в том, чтобы познакомить детей с историей возникновения росписи на Кубани, освоить основные элементы и в целом научить детей петриковской росписи.
Весь проект состоит из 3 этапов
- подготовительный
- основной
- заключительный
Подготовительный этап включает в себя:
- изучение истории и развития петриковской росписи в современных условиях. При подготовке к данному проекту было проработано и просмотрено много видео на сайте «Ютуб», так как литературы о «Петриковской росписи» на русском языке почти нет.
- прохождение вебинара «Петриковская роспись детям. Методика и практика» на сайте онлайн школа «Русская роспись»;
- подготовка документации проекта;
- формирование из обучаемых детей объединения «Палитра» творческой инициативной группы, в количестве 25 человек .
Основной этап состоит из практических действий:
Знакомство с теоретической базой:
- просмотр видео- презентаций: «История Петриковки»,
«Учимся вместе. Петриковская роспись». Эти 2 видео взяты с видеохостинга YouTube
Видео «Современная петриковская роспись» смонтировано самостоятельно педагогом.
- изучение и прорисовка основных элементов росписи:
цыбулька (луковица), зернышко (капелька), кривенькое зернышко (искривленная капелька), бутон, переходной мазок.
Затем проведено открытое занятие «Петриковская пальчиковая роспись», на котором дети создавали свой петриковский узор пальчиком и красками.
Далее проведено рисование «малевок» и цветочных композиций.
Большое внимание было уделено росписи бытовых предметов. Дети расписывали пластиковые тарелочки, футляры от дисков и деревянные дощечки.
Заключительный этап проекта:
- написание отчета о реализации проекта, подведение итогов;
- отчетная выставка творческого проекта «Петриковская роспись на Кубани»;
- видеоматериал и фотоотчет в социальных сетях «Вконтакте» ( в чате педагога) и на сайте учреждения;
- публикации в местных СМИ о реализации проекта.
Заключение:
Цель и задачи познакомить детей и научить их петриковской росписи, достигнуты. Роспись оказалась посильна для всех участников проекта. Дети узнали историю возникновения данной росписи, получили новые знания о петриковской росписи, как об одном живописном промысле из всех народных ремесел Кубани, которая является своеобразным наследием жителей Краснодарского края.
Участники проекта приобрели умения и навыки данной росписи, научились составлять сложные цветочные композиции, при выполнении которых необходимы усидчивость, аккуратностью и терпение. Все рисунки и поделки, выполненные детьми в технике «петриковская роспись» самобытные, яркие и красивые. Они могут стать гордостью ребенка и послужить подарком для родственников и друзей.
Проект является малозатратным, так как используются общедоступные для детей материалы, которыми они пользуются регулярно на занятиях. Рисунки и поделки с росписью, подготовленные педагогом для проекта можно применять в качестве пособия для занятий по декоративно-прикладному творчеству в других объединениях учреждения.